История русской иконописи

 

История русской иконописиИкона – феномен христианской художественной культуры, который всегда присутствует как в восточной, так и в западной религиозной традиции. Самые ранние иконы, сохранившиеся до наших дней, относятся ещё к 6 веку.

Первоначально живописный образ в христианстве создавался с целью просвещения неграмотных людей, не умевших читать священные писания, художественным повествованием. Искусство иконописи основано полностью на библейских, апокрифных и житийных текстах.

В средневековье знали только одну функцию иконы – образ молитвы, предмет культа. Чувство эстетики неразрывно было связано с религиозным переживанием: в то время невозможно было разделить их.

В двадцатом веке икона открывается с другой стороны – её изучают как художественное произведение. Постепенно её религиозное содержание отходит на второй план, и она становится предметом культуры, а также приобретает музейную ценность.
В древней Руси на одну и ту же икону наносили образ поверх другого, более древнего. Многослойность можно объёснить стремлением к более совершенному изображению. Это возможно лишь при глубоком религиозном и молитвенном восприятии.

Позже, начиная с двадцатого века, на икону скорее не молятся, а смотрят. Особую роль начинает играть её среда существования. Если в музее икона является предметом изучения, то в церкви или дома она выполняет свою традиционную функцию молитвы.

Иконопись в Древней Руси целиком была основана на канонах. Существовало отношение к прошлому как к образцу. Это отношение было обусловлено верой в то, что современники Нового завета запечатлели святых ещё при их жизни. Поэтому, чем древнее икона, тем более она правильная. Традиция иконописи тесно связана с памятью о прошлом. Именно этим и объясняются многие условности художественного языка иконы.

По причине того, что икона всегда была символом обращения к прошлому, в средневековье не было понятия авторства. Иконописец – безликий посредник, миссия которого заложена в сохранении памяти о ликах святых. Иконы начинают подписывать только в XVII веке. Это происходит в результате западных влияний, всё больше набирающих обороты. Чем безличнее икона, тем она совершеннее и ближе к своему идеалу. Никаких мыслей о форме здесь быть не должно, так как постоянное повторение приводит форму к её совершенству.


 

No Responses to “История русской иконописи”

 

Leave a Reply