Просмотр блога:

- ОХОТА НА ВЕДЬМ
- Автор: ***
- Дата записи: 13.09.2013 / 17:17:17
- Кол-во просмотров: 154

Охота на ведьм. При этих словах у обычного человека возникают картины мрачных подземелий , в которых похотливые инквизиторы терзают тела сексуальных красавиц, и многочисленных костров, «уничтожающих генофонд Европы». На самом деле реальная картина этих трагических событий несколько отличалась от поп-истории в стиле журнала «Космополитэн». И хотя данный феномен еще ждет дальнейших дискуссий, тем не менее в результате исследований последних десятилетий можно определить некоторые границы этого вопроса: 1.Что, где когда Обычай казнить колдуний идет с античности. Кодекс Хаммурапи в Древнем Вавилоне устанавливал смертную казнь за колдовство, а также ввел известное «испытание водой», которое впоследствии получит распространение и в Европе. Законы Двенадцати таблиц в Древнем Риме также устанавливали казнь за причинение тяжкого вреда людям с помощью колдовства. О сожжении обвиненных в колдовстве людей в Римской империи упоминает, например, Аммиан Марцеллин. Поэтому в общем можно сказать что само преследование ведьм не является каким-то уникальным изобретением средневековых христиан. Но широкая распространенность и интенсивность наказаний, а также развитая идеологическая база для репрессий, вынуждает отдельно выделить феномен охоты на ведьм, происходивший в Европе в 15-17 веках. Вера в ведьм проявлялась по разному в зависимости от уровня образованности. Судьи, адвокаты и инквизиторы, писавшие целые трактаты по демонологии, верили , например, в то, что: 1) Ведьмами становились в результате договора с дьяволом (зачастую в обмен на обещания материальных благ и сексуальных удовольствий, женщины соглашались отвергнуть свою христианскую веру и поклониться дьяволу) 2) Ведьмы периодически собирались на шабаши, где предавались богохульствам, жертвоприношениям младенцев и сексуальным извращениям. 3) Обвиняемые в ведовстве вступали в половые связи с инкубами и суккубами (демонами в человеческом обличье) 4) Демоны принимали вид животных для общения и взаимодействия с ведьмами. Простой люд же мало понимал в демонологии. Он боялся ведьм прежде всего из-за того, что они могут своим колдовством принести вред им и его родным. Отношения ведьм с дьяволом и демонами крестьян интересовали мало. Трудно определить кто был инициатором репрессий: «низы» или «верхи» - скорее они друг друга взаимно дополняли и подстегивали. Хотя отправной точкой традиционно считают папскую буллу Иннокентия VIII— «Summis desiderantes» , тем не менее не вызывает сомнения тот факт, что почва в умонастроениях общества была уже подготовлена — посему и церковные инициативы дали неожиданно «богатые всходы». Это подтверждается также тем фактом, что охота на ведьм происходила и на протестантских территориях, неподвластных влиянию папы. Прямой зависимости конфессиональной принадлежности судей от количества казней не наблюдается. Массовые казни в католических землях Германии происходили на фоне почти полного отсутствия таковых в не менее католических Испании и Ирландии. Ревность протестантов Швейцарии несколько уравновешивались нордическим спокойствием скандинавов. Также надо отметить что преследованием ведьм наряду с инквизицией занимались светские суды. 2.Количество жертв. Критики христианства очень любят спекулировать миллионами якобы уничтоженных религиозными фанатиками людей. Подстегиваемые распаленной фантазией историков-любителей, цифры все увеличиваются и увеличиваются, чтобы христиане выглядели все страшнее и ужаснее. Сколько на самом деле было сожжено ведьм, атеисты и сами похоже не знают: то ли 5 , то ли 9, то ли 10, то ли 15, то ли 100 миллионов. Да для них это и не важно. Главное на уровне подсознания заложить в умы людей образ убийц-христиан, играючи уничтожавших миллионы людей. Главное для них не цифры, а результат. Но несмотря на то, что сожжение женщин на костре - конечно ужасно, все-таки речь идет не о миллионах, а о десятках тысяч казненных в течении нескольких столетий. Это тоже много , но не идет ни в какое сравнение с размахом , скажем, репрессий двадцатого "просвещенного" века. На сегодняшний день можно отметить как наиболее достоверные следующие оценки: 1. Согласно известным достоверным задокументированным данным , количество жертв охоты на ведьм составляет примерно 14 000 -23 000 людей с 1300 по 1700 год. http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/witchtrial/general.txt 2. Брайан Левак, автор "The Witch Hunt in Early Modern Europe" определяет цифру жертв примерно в 60 000 человек. Данная цифра была им получена в результате применения среднего соотношения казненных к подсудимым (6 казненных из десяти подсудимых) к примерному количеству известных судебных процессов Средневековой Европы (100 000 процессов) 3 Рональд Хаттон, автор книг "Pagan Religions of the Ancient British Isles" и "Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft" определяет количество жертв примерно в 40 000 человек. Именно его цифры считаются наиболее авторитетными среди специалистов. Хаттон посчитал все известные данные количества жертв, а для тех местностей где данные отсутствовали, он взял подобные данные из сходных по демографии и отношению к ведьмам местностей. 3. Типичная ведьма. Навязчиво пропагандируемый образ истерзанной красавицы обнажает скорее подсознательные эротические фантазии современных художников, чем реалии тех времен. Во-первых в ведовстве обвинялись кроме женщин, еще мужчины и, иногда, дети. Например в списке 1629-го года массовых казней в Вюрцбурге общим числом 157 жертв, мужчин было чуть меньше чем женщин. Во-вторых молодых женщин среди ведьм было не много. На основании исследований 195 дел (из них 155 женских) в Швейцарии, Англии и Франции, историк В. Монтер определяет средний возраст ведьм - 60 лет. Этим подтверждается стереотип ведьмы-старухи. Семейное положение - на основании анализа 582 дел (в Швейцарии, Монбельяне, Туле, Эссексе 1545 г.) он же дает в следующем процентном соотношении: 37% вдов, 14% незамужних, 49% замужем. (Monter, E. W., ed., European Witchcraft (1969) "Я замечу также, что эта склонность более заурядна среди женщин старых, безобразных, жалких и происходящих из низшего класса народа, как будто демону было противно иметь дело с юными созданиями, увлекающими своим происхождением, богатством и красотой." Хуан Льоренте "Критическая история испанской инквизиции " Типичной ведьмой «была женщина за пятьдесят, незамужняя или овдовевшая, но не обязательно живущая уединенно и замкнуто - она вполне могла быть интегрирована в семейное и деревенское сообщество . Не ограничиваясь этими структурными признаками, автор дополняет их следующим наблюдением: поведение женщин, на которых падало обвинение в колдовстве, отличалось от обычного - это были чаще всего нонконформистки, отклонявшиеся от принятых правил общежития и концентрировавшие на себе благодаря своей сварливости или безнравственному поведению повышенный конфликтный потенциал. Весьма вероятно, что их особенно легко можно было обвинить в действиях, которые интерпретировались как ведовство - проклятия, угрозы, плевки или дутье» Герд Шверхофф. "От повседневных подозрений к массовым гонениям" Обычно в ведовстве обвинялись женщины из низших слоев общества, но определенная часть принадлежала к богатым людям. 4. Причины возникновения. Определение причин возникновения феномена охоты на ведьм является, пожалуй, самым сложным вопросом данной проблемы. Обвинение воинствующих атеистов, в прямой вине христианства представляют собой примитивную пародию на исторический анализ. Оно неверно хотя бы потому, что охота на ведьм возникла спустя почти полтора тысячелетия после возникновения христианства, и спустя тысячу с лишним лет после принятия Миланского эдикта, дарующего христианству статус официальной религии. Кроме того, сохранился ряд документов (например Капитулярий "Епископы") , доказывающих что официальная Церковь до эпохи Возрождения осуждала суеверия и веру в ведьм. Современные исследователи выдвигают много различных версий, имеющих свои сильные и слабые стороны. Поэтому в первом приближении можно сказать ,что охота на ведьм была вызвана сложным сплетением всевозможных объективных и субъективных причин, среди которых выделяются: - Влияние катарской ереси, которая в противовес традиционному христианству проповедовала равенство Бога и дьявола, что увеличивало страхи людей перед силой дьявола и его приспешников. - Знакомство интеллектуальной элиты Запада в Развитом Средневековье и эпоху Возрождения с античными трудами и мусульманскими магическими книгами. - Увлечение поздними схоластами Декалогом в противовес Семи Смертным грехам, что привело к трансформации колдовства до дьяволопоклонничества. - Влияние отдельных фанатичных личностей. - Стремление алчных людей овладеть имуществом казненных или получить процент. - Распространение среди простого народа примитивных магических практик. - Социальные катаклизмы и природные бедствия. - Противостояние культуры элит культуре
Комментарии (0)

Все дневники
На главную
Сейчас на сайте: 90
© MuZa.NaMe
waplog
[14 / 0.0456 сек]