Просмотр блога:

- ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ.
- Автор: ***
- Дата записи: 25.12.2012 / 11:59:09
- Кол-во просмотров: 81

ЮЛИАНСКИЙ ИГРИГОРИАНСКИЙКАЛЕНДАРИКалендарь — привычнаявсем нам таблица дней,чисел, месяцев, сезонов,лет — древнейшееизобретениечеловечества. Онфиксируетпериодичностьприродных явлений,основанную назакономерностидвижения небесныхсветил: Солнца, Луны,звезд. Земля несется посвоей солнечной орбите,отсчитывая годы и века.За сутки она совершаетодин оборот вокругсвоей оси, а за год —вокруг Солнца.Астрономический, илисолнечный, годпродолжается 365 суток5 часов 48 минут 46секунд. Поэтому и нетцелого числа суток, вототкуда возникаетсложность в составлениикалендаря, которыйдолжен вестиправильный отсчетвремени. Со временАдама и Евы людииспользовали«круговорот» Солнца иЛуны для отсчетавремени. Лунныйкалендарь, которымпользовались римляне игреки, был простым иудобным. От одноговозрождения Луны доследующего проходитоколо 30 суток, а точнее— 29 дней 12 часов 44минуты. Поэтому поизменениям Луны можнобыло вести счет дням, апотом и месяцам.В лунном календаресначала было 10месяцев, первые изкоторых былипосвящены римскимбогам и верховнымправителям. Например,месяц март был назван вчесть бога Марса(мартиус), месяц майпосвящен богине Майе,июль назван в честьримского императораЮлия Цезаря, а август —по имени императораОктавиана Августа. Вдревнем мире с III векадо Рождества Христовапо плоти применялсякалендарь, в основекоторого былчетырехгодичныйлунно-солнечный цикл,который давалрасхождение свеличиной солнечногогода на 4 дня за 4 года. ВЕгипте по наблюдениямза Сириусом и Солнцембыл составленсолнечный календарь.Год в этом календарепродолжался 365 суток,в нем было 12 месяцевпо 30 дней, а в концегода добавлялось еще 5дней в честь «рождениябогов».В 46 году до РождестваХристова римскийдиктатор Юлий Цезарьввел по египетскомуобразцу точныйсолнечный календарь —юлианский. За величинукалендарного годапринимался солнечныйгод, который был чутьбольшеастрономического — 365суток 6 часов. 1 январябыло узаконено какначало года.В 26 году до н. э. римскийимператор Август ввелалександрийскийкалендарь, в которомраз в 4 года добавлялсяеще 1 день: вместо 365дней — 366 дней в году,то есть 6 лишних часовежегодно. За 4 года этосоставляло целые сутки,которые и добавлялисьраз в 4 года, а год, вкотором добавлялсяодин день в феврале,назывался високосным.По существу это былоуточнением того жеюлианского календаря.Для ПравославнойЦеркви календарь былосновой годичного кругабогослужения, и поэтомуочень важно былоустановитьединовременностьпраздников по всейЦеркви. Вопрос овремени празднованияПасхи разбирался на IВселенском . Соборе*,как один из главных.Установленная на СобореПасхалия (правиларасчета дня Пасхи)вместе с ее основой —юлианским календарем— не может бытьизменена под страхоманафемы — отлучения иотвержения от Церкви.В 1582 году главойКатолической ЦерквиПапой Григорием XIIIбыл введен новый стилькалендаря —григорианский. Цельюреформы было якобыболее точноеопределение дняпразднования Пасхи,чтобы весеннееравноденствиевернулось к 21 марта.Собор ВосточныхПатриархов 1583 года вКонстантинополе осудилгригорианскийкалендарь какнарушающий весьбогослужебный цикл иканоны ВселенскихСоборов. Важнозаметить, чтогригорианскийкалендарь в отдельныегоды нарушает одно изосновных церковныхправил датыпразднования Пасхи —случается, чтокатолическая Пасхаприходится по временираньше иудейской, чтоне допускается канонамиЦеркви; также иногда«исчезает» Петров пост.В то же время такойвеликий ученыйастроном как Коперник(будучи католическиммонахом) не посчиталгригорианскийкалендарь болееточным, чем юлианский,и не признал его. Новыйстиль вводился властьюРимского Папы вместоюлианского календаря,или старо¬го стиля, ибыл постепенно принятв католических странах.Кстати, и современныеастрономы пользуютсяюлианским календарем всвоих расчетах.На Руси, начиная с Xвека, Новый годотмечали 1 марта, когдапо библейскомупреданию Бог сотворилмир. 5 веков спустя, в1492 году, всоответствии сцерков¬ной традициейначало года в Россииперенесли на 1 сентября,и отмечали так более200лет. Месяцы имели чистославянские названия,происхождение которыхбыло связано сявлениями природы.Годы считали отсотворения мира.19 декабря 7208 годаПетр I подписал указ ореформе календаря.Календарь оставалсяюлианским, как и дореформы, принятымРусью из Византиивместе с крещением.Вводилось новое началогода — 1 января ихристианскоелетоисчисление «отРождества Христова». Вуказе царяпредписывалось: «Деньпосле 31 декабря 7208года от сотворения мира(православная церковьсчитает датойсотворения мира — 1сентября 5508 лет до Р.X.) считать 1 января 1700года от РождестваХристова. Указ такжепредписывал отмечатьэто событие особенноторжественно: «А в знактого доброго начинанияи нового столетнеговека в весе¬лии другдруга поздравлять сНовым годом... Познатным и проезжимулицам у ворот и домовучинить некотороеукрашение от древ иветвей сосновых,еловых иможжевеловых... чинитьстрельбу из небольшихпушечек и ружей,пускать раке¬ты,сколько у кого случится,и зажигать огни». Счетлет от РождестваХристова принятбольшинствомгосударств мира. Сраспространениембезбожия средиинтеллигенции иисториков они сталиизбегать упоминанияимени Христа и заменятьотсчет веков от ЕгоРождества на такназываемую «нашу эру».После октябрьскогопереворота и в нашейстране 14 февраля 1918года был введен такназываемый новыйстиль (григорианский).Григорианскийкалендарь исключал впределах каждого 400-летия три високосныхгода. С течением времениразница григорианскогос юлианским календаремувеличивается. Исходнаяв XVI веке величина в 10дней в последующемнарастает: в XVIII веке —11 дней, в XIX веке — 12дней, в XX и XXI веках —13 дней, в XXII — 14дней.Русская ПравославнаяЦерковь, следуяВселенским Соборам,пользуется юлианскимкалендарем — в отличиеот католиков, которыепользуютсягригорианским.В то же время введениегригорианскогокалендаря гражданскойвластью привело кнекоторым трудностямдля православныххристиан. Новый год,который отмечает всегражданское общество,оказался перемещен вРождественский пост,когда веселиться неподобает. Кроме того, поцерковному календарю1 января (19 декабря постарому стилю)отмечается памятьсвятого мученикаВонифатия, которыйпокровительствуетлюдям, желающимизбавиться отзлоупотребленияспиртными напитками —а вся наша огромнаястрана встречает этотдень с бокалами в руках.Православные людипразднуют Новый год«по-старому», 14 января.("Православнаяэнциклопедия".www.rusforum.bg/read.php?19,1260,1260
Комментарии (0)

Все дневники
На главную
Сейчас на сайте: 52
© MuZa.NaMe
waplog
[14 / 0.0337 сек]